Перевозка и хранение лесоматериалов: способы и приемы
Хранение и перевозка лесоматериалов зависит от того, о каком именно лесоматериале идет речь. Можно выделить три больших группы, на которые будут распространяться схожие правила и условия:
- Кругляк (или круглый лес).
- Пиломатериалы и все, что к ним относится.
- Изделия из дерева.
О видах и свойствах изделия из древесины останавливаться нет смысла, а вот о первых двух группах стоит сказать подробнее. Главные характеристики лесоматериалов – это порода дерева, его твердость, цвет, размер, наличие дефектов (например, гнилая сердцевина) и удельный вес. Существуют ГОСТы, которые четко регламентируют все особенности того или иного вида лесоматериалов. Согласно нормативным документам, для кругляка главное значение при сортировке и транспортировке имеет, прежде всего, длина: он бывает длинным, средним или коротким. Длинный лес требует соблюдения особых правил при перевозке, особенно если везти его будет лесовоз с прицепом-роспуском.
Пиломатериалы – это большая и очень разнообразная группа лесоматериалов. К ней относятся как довольно крупный брус, ширина и высота которого начинаются от 10 сантиметров или шпалы, так и тонкие бруски и даже тарная дощечка. К пиломатериалу относится также плаха, доски, вагонка (или евродоска) и даже дранка и горбыль. С пиломатериалами обращаются куда бережнее, чем с круглыми бревнами. Но правила их перевозок по автодорогам также в первую очередь зависят от длины груза.
Самые популярные на строительном рынке пиломатериалов размеры – это длина 3 или 6 метров. При перевозке лесоматериалов их пакетируют или укладывают в штабели. Для пиломатериала часто устраивают прокладки между пластами, чтобы товар не портился при транспортировке, а каждый пакет плотно связывают для упрощения автоматической погрузки и разгрузки. Сегодня в России запрещены лесосплавы, поэтому основных канала перевозки два – железные и автомобильные дороги. При оформлении документов на такой груз в накладной обязательно указывается его количество (пакетами) и вес. На железной дороге потребуется и еще один параметр – высота над бортом открытого вагона.
Способ хранения лесоматериала тоже зависит от его типа. Так, кругляк на делянках может без ущерба пролежать в штабеле всю зиму, но весной его обязательно рассортируют и сложат для проветривания на прокладки (сухие бруски). Пиломатериал более требователен к условиям хранения. Его нужно держать в закрытых помещениях, чтобы он не подвергался воздействию снега и дождя.